Потолки с подсветкой

На сегодняшний день индустрия натяжных потолков имеет огромное множество различных профилей, систем и конструкций для создания потолков с различными видами подсветки. Некоторые варианты можно реализовать и с гипсокартонными конструкциями. Но все же большинство вариантов подсветки можно реализовать только с использованием ПВХ пленки, используя ее светопропускные и рассеивающие свойства. Соответственно и стоимость потолков с подсветкой в исполнении из ПВХ пленки будет меньше. Поскольку существует множество специализированных профилей для этих целей, собрать конструкцию и обтянуть ее пленкой всегда проще и быстрее, нежели делать то же самое из стандартного набора профилей для ГКЛ и потом это все шпаклевать и красить. В этой статье я хочу рассказать о четырех видах подсветки, доступных в натяжных потолках, разделив и структурировав их по своему предназначению и конструктивным особенностям.

 

1. Светопропускающие

Этот вид конструкций предполагает использование светопропускающих свойств ПВХ пленок. Такой тип подсветки может использоваться как декоративный или же в качестве основного источника света в помещении. Для него применимы либо полупрозрачная пленка, либо материи светлых оттенков, так как темные пленки пропускают свет очень плохо.

Подсветка сквозь полупрозрачное полотно

 

Такая подсветка натяжного потолка зачастую делается как основной источник света в помещении. Можно засветить как все пространство, от стены до стены, так и смонтировать конструкцию в которой только часть потолка будет просвечиваться.

Конструктивно такой вариант предполагает наличие сильных источников света, расположенных за пленкой и закрепленных к основному твердому потолку. В качестве источников света может использоваться либо LED лента, либо LED модули. Важно правильно рассчитать количество и мощность этих источников.

Если рассматривать вариант с лед лентой, то она должна иметь минимум 120 диодов на метр и расстояние между полосами ленты должно быть не больше чем расстояние от ленты до пленки. А расстояние от ленты до пленки нужно рассчитывать так, чтоб не видно было самих диодов. Засвет должен быть равномерный, чтоб не получилось что через пленку видны линии из ярких точек. Обычно для этого потолок опускают на 10-15 см. Для усиления интенсивности света можно использовать светоотражатель, который монтируется к твердому основному потолку.

 

Недостатки такого вида подсветки:

  • Большая стоимость. Нужно порядка 10 метров ленты для того чтоб засветить 1 м² потолка. Ленту желательно монтировать на металлический профиль для отвода тепла и прочности ее приклеивания. Саму ленту стоит брать хорошего качества, так как замена ее в случае неисправностей будет стоить еще дороже. Плюс трансформаторы, светоотражатель и работа, что в общей сложности выльется в немалую сумму.
  • Сероватый оттенок светопропускной пленки. Использовать здесь можно только ее, а такое полотно выглядит немного сероватым. Если делать подобную подсветку в санузлах или прочих помещениях без окон, которые без включенного света не эксплуатируются, то тогда это не проблема. Но вот в комнате с окнами днем такая пленка будет смотреться не очень.
  • Возможное попадание насекомых за пленку. Если вдруг к вам за полотно попадет комар, муха или паучек и там сдохнет, то при включенном освещении его будет видно, а убрать его не снимая пленку довольно проблематично.

Double vision

 

Так называемый эффект double vision (двойное видение) применяется в натяжных потолках с подсветкой и фотопечатью на тыльной стороне. Здесь, как и в предыдущем случае, за пленкой устанавливаются источники света, только вместо полупрозрачного полотна используется полотно с фотопечатью. Рисунок наносится на тыльную сторону пленки, таким образом что при выключенной подсветке его не видно. Когда свет включается, изображение просвечивается сквозь пленку, как будто проявляясь на ней под действием света. Лицевую сторону можно оставить чистой, или можно также нанести на нее фотопечать, совместив рисунок с тем что на тыльной стороне. Очень эффектное дизайнерское решение которое одним нажатием клавиши может превратить строгий потолок в веселый, красочный или даже познавательный. Часто применяется в детских комнатах или же в ресторанах и офисах для развлечения посетителей.

2. Контурная подсветка

Само название говорит за себя, подразумевая что подсветка находится по контуру потолка. Она может идти не по всему периметру, а только в какой-то части, но источник света неизменно будет находится вдоль стены.

Парящие потолки

 

Для парящих потолков используется специальный парящий профиль, который имеет в своей конструкции место для приклеивания светодиодной ленты. Суть этого профиля заключается в том, что в смонтированном виде потолок с его применением не примыкает вплотную к стене, а заканчивается не доходя до нее, образуя нишу в 2,5-3 см. Если подойти к стене и заглянуть в эту нишу, то в глубине ее можно увидеть аккуратный профиль. Обычно он красится в белый или черный цвет, или остается неокрашенным в зависимости от дизайна помещения и пожеланий заказчика. Также в эту нишу, на невидимую глазу полочку, монтируется LED лента. При включенной подсветке из ниши льется свет, создавая эффект парящего в воздухе потолка. Для помещений небольшой площадью, в санузлах например, обычно используется по всему периметру. В комнатах и больших помещениях зачастую используется вдоль одной стены в качестве декоративного освещения.

Световая контурная линия

 

Реализуется при помощи специального контурного профиля. Он имеет нишу шириной 3 см в которую монтируется мощная светодиодная лента. В выключенном состоянии такой потолок имеет самый обычный вид. При включении ленты она просвечивается сквозь полотно, образуя вдоль стены четко очерченную полосу света шириной 3 см. Применять для таких целей можно только материи светлых оттенков, чтоб они просвечивались. Темные тона просвечиваются очень слабо. Так же важно использовать достаточно мощную светодиодную ленту чтоб она равномерно просвечивала полотно. Суть в том что на пленке могут быть минимальные расхождения по толщине, они могут образоваться и во время монтажа ( где-то материю растянули чуть сильнее, где-то меньше). Просто на потолке этого не видно, но когда пленку просвечиваешь эти разности толщин могут проявляться в виде разводов, особенно при тусклом свете. Поэтому важно чтоб световой поток был достаточно мощным, чтоб создать эффект равномерного засвета. Здесь я бы рекомендовал применять ленту на 240 диодов на метре.

Контурная подсветка на просвет

 

Здесь подразумевается установка источников света за пленкой по контуру не используя никаких специальных конструкций. LED ленту можно монтировать или на сам профиль натяжного потолка, или использовать специальный профиль для нее с рассеивающим стеклом, или смонтировать ее каким либо иным способом к стене за натяжным потолком. Важно только разместить ее таким образом, чтоб сквозь пленку не проявлялись точками диоды, иначе это испортит весь эффект. Выглядит такая подсветка как декоративное освещение по контуру потолка, постепенно затухающее по мере удаления от стен. Еще здесь важно учесть расположение прочих осветительных приборов, таких как люстры и точечные светильники. Они должны находится на достаточном удалении от стен чтоб свет до них не доставал, в противном случае закладные этих приборов будут бросать тень.

3. Закарнизное освещение

 

Подобный вид подсветки используется зачастую в сочетании с гипсокартонными коробами имеющими полку под скрытое освещение. Он довольно прост и понятен и уже давным давно используется в дизайне интерьеров. Но у него есть два больших недостатка.

Во-первых, эта самая полка, карниз или губа под скрытое освещение должна иметь определенные размеры и конструкцию, чтоб была возможность смонтировать натяжной потолок. Зачастую ее делают очень близко к основному потолку, таким образом, что прибить профиль, завести в него гарпун и поставить вставку просто не хватает места. Минимальный опуск верхнего края этой полки от бетонного основания должен составлять 6 см, а лучше 10. И еще нужно учитывать на ее глубину. В сильно глубокую нишу поставить потолок и вставку также проблематично. Беря во внимание ее размеры и ограниченность пространства, красиво пошпаклевать и покрасить эту полку сверху часто не получается.

Во-вторых, для данного вида освещения категорически не рекомендуется использовать глянцевые полотна. Глянцевая поверхность имеет отражающий эффект и при работающей подсветке в потолке будут отражаться каждый диод ленты, провода которыми она подключена и все изъяны шпаклевки и покраски гипсокартонного карниза. Все прелести отражающего свет глянцевого покрытия будут испорчены отражением всего того беспорядка который творится над карнизом для подсветки. За свою практику я ни разу не встречал идеально сделанную подсветку в такой конструкции с использованием глянцевого материала. Всегда были нюансы, и если человек педантичен, то у себя в квартире такое делать я бы не рекомендовал. Разве что в общественных заведениях где на мелкие нюансы можно закрыть глаза.

Я рекомендую использовать в данном варианте только матовые или сатиновые текстуры. У этих полотен эффекта зеркала нет, и соответственно, все что скрыто от глаза, смотрящего на потолок снизу вверх, остается скрыто. В таком варианте закарнизная подсветка выглядит красиво и эстетично.

4. Световые линии

Довольно популярный в последнее время вид освещения. Он может быть реализован двумя способами: линии на просвет или конструкции линий вмонтированные в потолок.

Линии на просвет

 

Это достаточно простой в реализации вид подсветки. Практически он осуществляется по тем же принципам что и подсветка сквозь полотно. За пленкой на основной твердый потолок монтируется линиями светодиодная лента. Светоотражатели здесь уже не нужны. Пленку используют светлых тонов. Поскольку линий немного и обычная пленка приглушает свет сильнее чем полупрозрачная, то такую подсветку можно использовать только как декоративную. Соответственно должны быть приборы и для основного света. Здесь важно учитывать их расположение и расположение световых линий. Важно чтоб закладные от осветительных приборов не просвечивались сквозь пленку и не бросали тень, иначе эффект будет испорчен. В этих расчетах и заключается основная сложность монтажа такой подсветки. Либо осветительных приборов должно быть немного и они должны быть на достаточном расстоянии от LED линий , либо они должны располагаться на стенах. В остальном особых затруднений нет.

Конструкции линий вмонтированные в потолок

 

Такая подсветка довольно сложная в реализации, требует использования специальных профилей и имеет также несколько вариантов исполнения: с рассеивающей пластиковой линзой или с полупрозрачным полотном. Вариантов как сделать подобные линии существует достаточно много, придумано много видов профилей и технологий монтажа. Каждый мастер предпочитает какой-то свой вариант. Издали или на фотографиях в готовом виде с включенной подсветкой все варианты выглядят одинаково. Однако вблизи и тем более без света есть огромная разница в этих вариантах исполнения. Многое также будет зависеть от геометрии этих линий. Если они не пересекаются а идут от стены к стене, это самый простой с точки зрения монтажа вариант. Если они находятся посреди потолка и замкнуты в ромб, квадрат или прямоугольник, это уже немного усложняет задачу. А если они пересекаются под разными углами и имеют окончания (торец) просто посреди потолка, это пожалуй самый сложный вариант.

Самыми популярными конструкциями являются профиля с использованием пластикового рассеивателя или профиля для полупрозрачной пленки под декоративную вставку. Еще нередко применяют самодельные конструкции из комбинации сепарационных W-профилей.

Делая заказ обратите внимание на все мелочи и нюансы, чтоб в итоге, по окончанию работ вы не остались недовольны наличием вставки или стыковочных швов на светорассеивателе.

Если просчет вам делает мастер фрилансер, важно чтоб в последствии он сам и выполнял эту работу. В таком случае он учтет все нюансы и обсудит с вами все детали, так как ему самому придется это делать и сдавать вам работу. Если же вы делаете заказ на фирме и общаетесь с замерщиком, обязательно уточните чтоб на фирме работали мастера которые уже делали подобные конструкции, и перед началом работ еще раз проговорите все с мастером, который приедет на монтаж.

 


Автор: Дудченко Олег, основатель компании PANNO, мастер и эксперт в натяжных потолках с опытом с 2012 года.